Права потребителей

Права потребителя впервые официально были сформулированы президентом США Дж. Кеннеди на Конгрессе США в «Специальном послании о защите интересов потребителей» 15 марта 1962 года, а именно, были официально провозглашены:

— право потребителя на выбор;
— право потребителя на безопасность;
— право потребителя быть выслушанным;
— право потребителя на информацию.

В настоящее время, на международном уровне, права потребителей закреплены в Резолюции Генеральной Ассамблеей ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 года, согласно которой, у потребителя есть следующие права:

— право потребителя на просвещение;
— право потребителя на безопасность приобретаемых товаров, работ и услуг;
— право потребителя на защиту своих экономических интересов;
— право потребителя на информацию о товарах, работах и услугах;
— право потребителя на объединение в общества потребителей.

Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН № 39/248 имеет прямое действие на территории России.

В национальном законодательстве России права потребителей закреплены в специальном Законе «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, в котором провозглашаются:

Право потребителя на просвещение

Право потребителя на просвещение закреплено в ст. 3 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, согласно которой, государство гарантирует населению просвещение в сфере защиты прав потребителей посредством включения в государственные образовательные стандарты и образовательные программы учебных курсов о правах потребителей и способах их защиты.
К нашему сожалению, норма пока носит декларативный характер. В настоящее время, учебные курсы о правах потребителей в образовательных учреждениях России либо вовсе отсутствуют, либо являются факультативными. 

Для обеспечения права потребителя на просвещение необходимы изменения, дополнения в законодательство, серьезные финансовые вложения в систему образования. 

право потребителя на информацию о товарах, об их изготовителях

Право потребителя на информацию о товарах (работах, услугах), об их изготовителях закреплено в ст.  8, ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, в «Правилах продажи отдельных видов товаров», утвержденных  ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА Р.Ф. 19.01.1998 г. Последствия нарушения права потребителя на информацию содержится в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения  всех убытков.

Как показывает практика, потребители не пользуются правом на информацию в отстаивании своих интересов перед предпринимателем. Между тем, такое право почти всегда нарушается при продаже изделия, что вляется основанием для замены товара или возврата денежных средств за товар.

В основном. предприниматели не предоставляют информацию о производителе, режиме работы, основных потребительских свойствах товаров, о недостатках в изделии, о правилах продажи и т.д.

Специалисты в сфере защиты прав потребителей всегда используют право на информацию как самостоятельное основание, так и вместе с другими правами (правом на качество, на безопасность) для отстаивания интересов потребителей. 

Если нарушено право на информацию, необходимо как можно быстрее обратиться к продавцу с претензией и заявить свои требования, так как данным правом можно воспользоваться в «разумный срок». Что значит «разумный срок» законодательством не разъясняется, но исходя из судебной практики такой срок  — один, два месяца с момента заключения договора. 

право потребителя на безопасность товаров (работ, услуг)

Право потребителя на безопасность товаров (работ, услуг) закреплено в ст.  7, Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, согласно которой, при обычных условиях использования, товара он должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинять вред имуществу потребителя.
Это право близко по содержанию к праву на качество, но все же отличается от него. Так, если электрический обогреватель загорелся в процессе использования- нарушено право на безопасность, если он не исполняет свою функцию (не греет)- право на качество.

Вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу потребителя подлежит возмещению в полном объеме.

В понятие имущественного вреда включается стоимость самого товара, стоимость любых вещей, если они повреждены или утрачены.

В понятие вреда жизни и здоровью включаются  расходы на восстановление, имущественные потери в связи с лишением жизни или утраты здоровья. 

При нарушении права на безопасность, требования можно заявлять как продавцу, так и производителю.

право потребителя на качество товаров (работ, услуг)

Право потребителя на качество товаров (работ, услуг) отражено в ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, согласно которой, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует закону, договору или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Последствия нарушения права потребителя на качество содержится в ст. 18, ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, согласно которым, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной по договору денежной суммы, возмещения  всех убытков в полном объеме.

Последствия нарушения права потребителя на качество содержится в ст. 18, ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, согласно которым, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной по договору денежной суммы, возмещения всех убытков в полном объеме.

С правом на качество тесно связано понятие недостатка товаров, работ, услуг. Удовлетворение требований потребителя закон связывает не только с нарушением права на качество, но и с недостатком. 

Бремя доказывания наличия недостатка всегда лежит на потребителе. 

Необходимо помнить, что не всякая неисправность является недостатком. 

Недостаток- это несоответствие нормативно-технической документации, обычно предъявляемым требованиям, целевому назначению. 

Часто специалисты, эксперты, юристы подменяют понятие недостаток- понятием дефект. Это неправильно. С наличием дефекта закон не связывает никаких правовых последствий для потребителя и предпринимателя. Кроме того, не всякий дефект является недостатком. 

право потребителя на возмещение в полном объеме убытков, причиненных вследствие недостатков товаров, работ, услуг

Право на возмещение имущественного вреда закреплено в ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, согласно которой, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Так же оно нормативно отражено в пар. 3, гл. 59 ГК РФ, которая дополняет указанную норму ответственностью предпринимателя без учета его вины в причинении вреда.

Право на возмещение морального вреда закреплено в ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, согласно которой, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда. Право закреплено и в пар. 3, гл. 59 ГК РФ. К сожалению, институт компенсации морального вреда в судебной практике России пока не достаточно развит. Против сумм взыскания в европейской практике — до нескольким миллионов долларов, наша судебная практика оперирует суммами в размере 5 — 10 тыс. рублей.

право потребителя на государственную и общественную защиту своих прав

Право потребителя на государственную и общественную защиту своих прав. В соответствии со ст.  43 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года, за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность. Защита прав потребителей обеспечивается общественными организациями и системой государственных органов.

право потребителей на объединение в общества потребителей

В соответствии со ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей. Такие организации имеют особый правовой статус, наделяются широким кругом прав, а именно:

— участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
— проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
— осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей;
— распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
— вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
_ обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
— обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
— участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Ваши права нарушили?

Наши специалисты помогут!

Свяжитесь с нами удобным способом