История движения в защиту потребителей

Движение в защиту потребителей получило свое распространение в 20 веке. В 1936 году был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства — президент США Дж.Ф. Кенеди, который заявил: «Потребители, по определению, это мы все. Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен».

15 марта 1962 года он представил конгрессу послание «Специальное сообщение по защите прав потребителя», в котором были провозглашены права потребителей, такие как право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным.

Провозглашенные Дж.Ф. Кеннеди права потребителей являются фундаментальными, на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества. Начиная с 1983 года 15 марта отмечается как всемирный день защиты прав потребителей.

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно — в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан как потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Одной из особенностей правового регулирования в области защиты прав потребителей являлось множественность подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству.

Действующее законодательство не вполне соответствовало нормам международного права, в частности, единогласно принятым 9 апреля 1985 года «Руководящим принципом для защиты интересов потребителей» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248).

Это несоответствие проявлялось в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала государственная система защиты интересов потребителей.

Первой попыткой создания потребительского законодательства стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей.

Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Но проект не избежал недостатков (не было различия между потребителем юридическим лицом и потребителем-гражданином, основные права потребителей формулировались лишь относительно обеспечения права на качества товаров). Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.

Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года в СССР закона «Защите прав потребителей», который так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР.

9 января 1996 года был принят Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей», который в последующем изменялся и усовершенствовался.